1981dn (1981dn) wrote,
1981dn
1981dn

Categories:

Поучительная история трёх Киевских митрополий

    За 11 веков истории восточнославянского православия Киев трижды становился столицей православия всей Руси либо всей Западной Руси, и все три Киевские митрополии рано или поздно становились Московскими: первая православная Митрополия Московская и всея Руси была создана просто путём переименования Киевской митрополии в Московскую, а уже две последующие метрополии позднее влились в состав Первой митрополии - в состав Русской православной церкви, то бишь.
   
    Первая православная Митрополия Киевская и всей Руси была основана в конце X века вскоре после Владимирова Крещения. Лукавые униатские измышления, что, мол, в 988 году ещё не было Православной церкви, а Русь приняла не православное, а некое "общечеловеческое" христианство от якобы единой Вселенской церкви, не стоят и яйца выеденного - распад некогда единой церкви Римской империи к 988 году уже зашёл уже слишком далеко чтобы его можно было игнорировать при крещении целой страны: в 988-м Латинская и Греческая церкви жили в двух параллельных и непересекающихся мирах, и различия между двумя ветвями христианства из года в год только нарастали. Киевская Русская митрополия была основана Константинопольской патриархией (а не Римом) и самого начала была греко-православной - греками были и большинство её предстоятелей - : исповедовала Русская церковь православный Символ веры IV века (нынешние униаты, напомню, исповедуют не православный, а католический Символ веры, окончательно утверждённый только в 1014 году), признавала православные Каноны (оные уже значительно отличались от католических), причащалала верующих не на пресном, а на квасном хлебе, разрешала священникам и диаконам вступать в брак, но запрещала им брить бороды и вообще придерживалась не латинских, а греческих литургических обрядов, каковые Русская православная церковь и сохраняет все 11 веков своего существования.

Первые 250 лет своей истории церковной столицей Руси и резиденцией митрополита был Киев. После уничтожения монголами старого, княжеского Киева резиденция митрополита переместилась во Владимир; Владимир стал сначала временной, а с 1299 года и постоянной резиденцией митрополита Киевского и всея Руси. В 1325 году местом пребыванием митрополита Киевского стала Москва. Таким образом Москва уже в XIV веке стала церковной столицей всей Руси, всех восточнославянских земель - власть митрополита, жившего в Москве, но именовавшегося Киевским, признавалась и Москвой, и Киевом, и Новгородом, и Белоруссией, и Галичиной.
Но в 1441 году тогдашний митрополит Исидор попытался распространить на Русь унию, т.е. попытался подчинить Русскую православную церковь Католической церкви и папе римскому. В Москве уния была одинаково отвергнута как церквью, так и светской властью и народом, и митрополит Исидор был низложен, а в 1448 году на поместном соборе новым митрополитом Киевским был избран рязанский епископ Иона. Нового митрополита признала вся Русская церковь, в т.ч. и те епархии, что были под властью Литвы: Иону поминали в литургиях и в Москве, и в Киеве, его церковную власть одинаково признавали и московский великий князь Василий, и литовский великий князь Казимир. Но в 1458 году Киев был оттторгнут от православной Киевской митрополии и поэтому 1460-х годах располагавшаяся в Москве Митрополия Киевская и всея Руси переименовалась в Московскую и всея Руси.
Так первый раз Киевская церковь стала Московской церковью, Киевская митрополия стала Московской.
   
Почему Киевская митрополия утратила власть над западными епархиями РПЦ? Да просто в 1458 году беглец Исидор, низложенный за униатство, и папа римский Калликст III решили подчинить Риму западные епархии РПЦ и назначили униатским митрополитом Киевским болгарина Григория. И хотя литовский князь Казимир, католик по вероисповеданию, уже признал действующим митрополитом Иону, перечить папе он не стал и позволил Григорию утвердиться в Киеве и подчинить себе православную церковь Литвы и Галиции. Так была основана вторая, униатская, митрополия Киевская - основана не православным Константинополем, как Первая, но католическим Римом. В 1470 году из-за нежелания православных Литвы переходить в униатство Григорий порвал с Римом и вернулся в православие - переподчинил митрополию Константинопольской патриархии. Вторая Киевская митрополия оставалась православной 126 лет, но в 1596 под давнением польского короля снова подчинилась Риму, снова стала униатской.
В 1640-х униатскую митрополию изгнали из Киева казаки Хмельницкого, но митрополия вполне успешно продолжала действовать из Белоруссии и к 1702 году при самом активом участии польской власти окончательно вовлекла в унию все православные епархии Речи Посполитой; и хотя православные верующие в Речи Посполитой оставались, своей полноценной церкви у них уже не было. Но в 1772-1795 в результате трёх разделов Речи Посполитой и сама униатская митрополия Киевская без Киева, и большинство её прихожан оказались под властью православной Российской империи. Уже с первых лет пребывания в России православные, ранее принуждённые к униатству, стали возвращаться из унии в лоно РПЦ - возвращаться как индивидуально, так и целыми общинами. Наконец, в 1839 году на соборе в Полоцке Киевская униатская митрополия решила окончательно порвать с Римом и католицизмом и вместе с 1 600 000 своих прихожан вернуться в Русскую православную церковь.
Так вторая Киевская митрополия стала частью Русской церкви.

Медель, отчеканенная в честь Полоцкого собора, расторжения Унии и возвращения униатов в лоно православия; надпись на аверсе - "Отторгнутые насилиемъ 1596 возсоединены любовiю 1839", надпись на реверсе "Торжество православiя".
       
Но вернёмся в начало XVII века. Лишь немногие православные Речи Посполитой поддержали Унию с Католической церковью - большинство верующих остались верны русской вере, хотя и утратили Митрополию. Восстановить Православную церковь в Западной Руси помог случай - в 1620 году через Украину из Москвы в Палестину возвращался иерусалимский патриарх Феофан. Увидев, что из-за унии православные верующие Речи Посполитой остались без иерархов, Феофан возвёл в епископский сан нескольких западнорусских православных священнослужителей, одного из которых - Иова Борецкого - поставил митрополитом Киевским; таким образом была основана новая, третья Киевская православная митрополия, духовную опеку над которой вскоре взял константинопольский патриарх. В 1687 году Константинополь официально отказался от власти над Киевской митрополией, переподчинив её патриарху Московскому и всея Руси; Киевская митрополия (третья) стала автономией в составе Русской церкви, и в XVIII веке окончательно слилась с РПЦ.
Так третья Киевская митрополия стала частью Русской церкви.
               
Ныне на Украине существуют три католических церкви (собственно римско-католическая церковь и ещё две католические церкви со лживой приставкой "греко-") и две псевдоправославных церкви, и большинство сих церквей так или иначе пытаются вывести своё происхождение из трёх вышеперечисленных Киевских митрополий. Но единственной каноничной преемницей трёх Киевских митрополий остаётся единственная православная церковь Украины - УПЦ Московского патриархата Русской православной церкви - церкви, созданной на основе первой Киевской митрополии и вобравшей в себя две другие Киевские митрополии.
Tags: История России, Религия, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (Не)украинская традиция

    Я всегда говорил, что украинская мова сырая и недоделанная, но вчерашний праздник Крещения Господня и связанные с ним сетевые споры лишний раз…

  • Украинская борьба против культуры

    Одним из проявлений знаменитого украинского комплекса неполноценности является их "борьба" против великой русской культуры. Конечно, в…

  • Транслитерация по-украински

    Попался надысь один прекрасный примерчик того, как украинцы фальсифицируют историю - в данном случае историю языка. Всегда говорил и буду говорить,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments