1981dn (1981dn) wrote,
1981dn
1981dn

Category:

(Не)украинская традиция

Я всегда говорил, что украинская мова сырая и недоделанная, но вчерашний праздник Крещения Господня и связанные с ним сетевые споры лишний раз показали, что вна Украине и помимо мовы очень многое что и осталось сырым и недоделанным - в частности, украинцы до сих пор не разобрались по поводу того что именно является украинской народной традицией, а что не является.
                         
Вы можете представить, что каждую весну русские националисты между собой жарко спорили по поводу того, существует ли у русского народа такой праздник как Масленница или же этот праздник русским "подкинули враги"? Или спорили о том, навязали ли русским традицию именования человека по имени и отчеству, либо же это собственно русский обычай. Вот и я не могу. А у украинцев каждую весну разгорается срач: Масленница (Масниця) со всеми её традициями - это собственно  украинский обычай, который русские потом украли у украинцев, или же "финно-угорскую" (!) Масленницу несчастным украинцам навязал русский колонизатор? Идут споры по поводу отчеств - если в России всем очевидно, что именование человека по формуле "имя+отчество" это многовековая русская традиция, но вна Украине так до конца и не определились: одни укры убеждены что это собственно украинская традиция, которую "московиты" украли - кто бы сомневался! - у украинцев, другие укры, напротив, столь же твёрдо убеждены, что это чужая "азиатская традиция", которую русские навязали украинцам. На Пасху в уанете разгорается срач по поводу паски и кулича, периодически спорят по поводу матерщины - считать ли оную частью украинской мовы, или матюки украинцам опять-таки навязали русские; параллельно уже несколько лет (!)  идёт срач по поводу шароваров - украинцы до конца не определись считать ли шаровары частью украинского народного костюма или же шаровары им подкинули русские в XVIII веке.

А на Крещение разгораются споры по поводу традиции крещенских купаний в проруби. О том, что сия традиция существует в совеременной Украине уже никто не спорит, спорят о том считать ли оную традицию собственно украинской или же украинцы по-привычке начали подражать русской народной традиции. На одной стороне ринга украинская Википедия - она настаивает на том, что это собственно украинский обычай - , а также отдельные исследователи фольклора и большинство неоязычников. На другой стороне ринга СЦУ, она же ЕПУЦ - "священнослужители" оной категорически отказываются считать эту традицию украинской:
                                       
Ни этнографы, ни историки еще до середины ХХ века не фиксировали будто бы «традиционных» массовых ныряний украинцев в ледяную воду по случаю праздника Крещения Господня. Описание такого действа нет ни в древних источниках, ни в исследованиях о традициях казацкой Украины, ни в воспоминаниях людей старшего возраста. Некоторые историки связывают такой обычай с нашими северными соседями, россиянами. (Официальная позиция СЦУ)
Украина, украинцы, казаки на Сечи, не знали такого обычая, как погружение в воду на Крещение всем своим телом. (Митрополит Дмытро Рудюк)
Традиция ныряния в прорубь - это русская сельская традиция. В Украине этого не было (Архиепископ Игорь Исиченко)
Среди традиций прошлого таковой в Украине не было. В нашей стране такие обычаи появились совсем недавно, в конце 1990-х - начале 2000-х годов. (Архиепископ Евстратий Зоря)
В последнее время стал достаточно распространенным московский обычай - купание в крещенской проруби после освящения в ней воды. В старой Украине наши благочестивые предки не делали этого. Это же какая-то явно дикая «москальская» традиция, совершенно неприсущая европейскому украинскому народу. (Священник Юрий Юрченко)
Ныряние в прорубь на Крещение - это не украинская традиция. Это пошло с конца 80-х годов с "совка". (Сергей Шумило)
                     
Украинские националисты тоже не определились по поводу того, считать ли эту традицией собственно украинской: так, свободовка Татьяна Высоцкая указывает что это неукраинский обычай, а свободовец же Руслан Андрийко, напротив, указывает что украинский; телеведущий Остап Дроздов говорит (здесь), что "эксгибиционистские ныряния в проруби - это не только дешевое позёрство, но и навязанная русская псевдотрадиция, которой никогда у нас не было", но с ним не согласны братья Капрановы, но с братьями не согласен их коллега писатель Середюк - утверждает, что не было у украинцев такой традиции - а другой сетевой укронационалист указывает, что РПЦ в начале ХХ века боролась с этой исконно украинской традицией в украинских губерниях. И накануне 19 января подобные дискуссии разгораются каждый год.
                           
По правде сказать, мне совсем неинтересно кто из этих спорщиков прав, а кто не прав - меня забавляет само наличие подобных жарких споров))) В России весь и так знают, что у русского народа есть традиция крещенских купаний, есть традиция именование человека по имени и отчеству, есть паска и кулич, есть мат как неотъемлемая часть русского языка, тогда как вна Украине всё вышеперечисленное остаётся под большим вопросом. А ведь сколько раз украинцы писали и говорили, о том что украинский народ весь такой древний и уникальный, весь такой непохожий на русских, говорили о чудовом и чаривном украинском фольклоре и народных традициях, а на деле оказывается, что украинцы так до конца и не определились по поводу того что именно считать украинским фольклором и обычаями. И что ещё наиболее примечательно в этих баталиях: спорят по поводу того какая часть украинской лексики, традиции, обычаев, фольклора собственно украинская, а какая часть заимствована у русского народа. Получается, что даже в XXI веке украинцы не знают, что в украинцах есть русского, а что украинского, до сих пор не могут провести границу между русскостью и украинскостью внутри себя.
                             
Как иллюстрация - участник крещенских купаний во Львове, 2017 год. На голове кОзацкий чуб, на шее католическая Матка Боска, на груди наколка с Ильичём. А ведь львовский козачок здорово рискует - за демонстрацию такой татухи его могут посадить как нарушителя закона о декоммунизации)))
Tags: Знаки и символы, Критика, украинский менталитет
Subscribe

  • Что читал

    Последние два месяца у меня какой-то скачок читательской активности - читаю книги одну за другой. Не впоследнию очередь мой всплеск читательской…

  • Кто развязал Первую мировую войну?

    Нынешний столетний юбилей окончания Первой мировой войны снова обозначил австро-немецкие потуги возложить на Россию вину за развязывание Первой…

  • Нью-Йорк в фотографиях Роберта Брэклоу

    Донебоскрёбный Нью-Йорк конца XIX века в фотографиях Роберта Брэклоу (Robert Louis Bracklow, 1849-1919), американца немецкого происхождения. В 1880-х…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments

  • Что читал

    Последние два месяца у меня какой-то скачок читательской активности - читаю книги одну за другой. Не впоследнию очередь мой всплеск читательской…

  • Кто развязал Первую мировую войну?

    Нынешний столетний юбилей окончания Первой мировой войны снова обозначил австро-немецкие потуги возложить на Россию вину за развязывание Первой…

  • Нью-Йорк в фотографиях Роберта Брэклоу

    Донебоскрёбный Нью-Йорк конца XIX века в фотографиях Роберта Брэклоу (Robert Louis Bracklow, 1849-1919), американца немецкого происхождения. В 1880-х…